Станции
Московского метро
Белорусская - кольцевая
Добрынинская
Киевская
Комсомольская - кольцевая
Краснопресненская
Курская - кольцевая
Павелецкая
Проспект мира - кольцевая
Таганская - кольцевая
Библиотека имени Ленина
Комсомольская - радиальная
Красносельская
Красные ворота
Лубянка
Университет
Фрунзенская
Площадь Ильича
(1,
2)
Авиамоторная
Трубная
(1,
2,
3)
Сретенский бульвар
Достоевская
Алексеевская
ВДНХ
Ленинский проспект
Октябрьская - радиальная
Свиблово
Третьяковская
Тургеневская
Арбатская
Бауманская
Курская
Парк Победы
(1,
2)
Партизанская
Первомайская
Площадь Революции
Электрозаводская
(1,
2,
3,
4)
Александровский сад
Арбатская
Выставочная
Киевская
Смоленская
Таганская
Каховская
Аэропорт
Динамо
Каширская
Маяковская
Речной вокзал
Аннино
Бульвар Дмитрия Донского
Менделеевская
Петровско-Разумовская
Полянка
Цветной бульвар
Чертановская
Электрозаводская
Галерея №1.
Сохранившиеся окаменелости
Станция "Электрозаводская" открыта 15 мая 1944 года.
28 ноября 2008 года завершена реконструкция станции.
Станция "Электрозаводская" была открыта в мае 1944 года. Глубина заложения около 32 метров. "Электрозаводская" - это жемчужина нашего московского подземного палеонтологического музея. Стены облицованы красно-коричневым мрамором (мраморовидным известняком), в нем в изобилии встречается палеофауна. Множество наутилусов, аммонитов, игл морских ежей, члеников морских лилий, раковин брахиопод и двустворок и даже ростры белемнитов можно увидеть в стенах этой станции метро. Вся эта фауна относится к юрскому периоду. Пол станции до реконструкции был выложен желто-бежевым мрамором мелового возраста и представлял собой настоящий коралловый риф. В ходе реконструкции его заменили на оранжевый юрский мрамор "аммонитико россо". Теперь cтарые, уничтоженные в ходе реконструкции окаменелости можно увидеть на нашем сайте в галерее №4, а новые в галерее №3.
Стены станции "Электрозаводская" облицованы грузинским мрамором, вероятно, нижнеюрского возраста. В нем встречается довольно много раковин головоногих моллюсков - наутилусов и аммонитов, изредка попадаются ростры белемнитов. На "Электрозаводской" находятся два крупных аммонита и два больших наутилуса. На этой фотографии - один из них. Часть перегородок раковины совершенно целые, судя по всему сохранилась и жилая камера, где находилось тело моллюска. Этому наутилусу повезло, его распилили практически пополам.
На этой фотографии - игла морского ежа, видно расширение у основания иглы - им она крепилась к пластинкам на теле ежа. По форме эта игла очень похожа на типичные для подмосковных карьеров иглы морский ежей каменноугольного периода палеозойской эры, хотя на "Электрозаводской" камень явно мезозойский. Вообще, в красном мраморе, в котором находится этот образец, иглы распределены очень неравномерно. Есть станции, на которых их практически нет, а есть такие, где игл довольно много. Кроме того, иглы ежей часто встречаются поблизости друг от друга в блоках камня. Видимо морские ежи в местах, где формировался камень, были не очень многочислены, а их иглы либо не разносились далеко друг от друга, либо, наоборот, сносились течением в одни и те же места.
На этом снимке - дальний родственник морских ежей - морская лилия. Цвет этого и некоторых последующих снимков немного искажен, чтобы лучше было видно окаменелости. На самом деле цвет камня на станции не такой яркий, он темно-красный, ближе к коричневому. Морские лилии встречаются в нем довольно часто, но в основном в виде небольших фрагментов. Судя по всему эти отложения формировались в зоне действия волн, перемешивающих остатки лилий. На всех станциях, где есть такой мрамор, в нем встречаются в больших или меньших количествах фрагменты этих иглокожих.
На этом снимке - уникальная, очень редкая в Московском метро окаменелость - ростр белемнита. Удивительно, но в юрских отложениях Подмосковья белемниты встречаются в огромном количестве. А в метро, в нижнеюрском красном мраморе, белемниты встречаются довольно редко, реже чем прямораковинные аулакоцератиды или обычные наутилусы. Впрочем, может быть они реже попадаются на глаза из-за темного цвета и небольших размеров.
Это брюхоногих моллюск - гастропода, он срезан как-бы сверху, по всей плоскости раковины. Именно гастропод обычно называют улитками. Только это улитка морская и очень древняя. Видно что центральная часть витков раковины заполнена породой другого типа, не такой как вмещающий мрамор. Возможно, что там сначала вообще была пустота, а затем из подземных вод выкристаллизовался кальцит. Раковины гастропод, в отличие от раковин головоногих - цефалопод не разделены перегородками.
Небольшие раковинки моллюсков - двустворок и брахиопод можно найти во многих местах станции "Электрозаводская". На снимке видны округлые раковины двустворчатых моллюсков и ребристая, кажущаяся на снимке зазубренной раковина брахиоподы. К сожалению, в срезах на стенах метро отличить друг от друга раковины этих совершенно разных типов живых существ не всегда возможно и есть вероятность, что округлые раковины тоже отностятся к брахиоподам.
Крупный аммонит на станции "Электрозаводская". Его жилая камера не была заполнена осадком и в ней сохранилась пустота. При строительстве станции эту дыру в раковине замуровали каким-то материалом и закрасили - это изогнутая темно-красная область перед раковиной. Выше, над ней, в верхней части снимка, слабо просматривается тонкий край раковины, так что она на самом деле несколько больше, чем кажется на первый взгляд. Раковина находится прямо над одной из скамеек станции и очень хорошо заметна.
Еще одна большая раковина головоногого моллюска с заделанной каким-то цементом дырой на месте жилой камеры. Но на этот раз это не аммонит, а наутилус - хорошо видна разница в форме перегородок. Несколько отличается и форма самой раковины. Это самая крупная раковина на "Электрозаводской" и самый крупный наутилус в Московском метро. Впрочем, это не рекордсмен среди окаменелостей в метро - некоторые губки здесь, на путевых стенах "Электрозаводской", достигают почти метра в длину, и даже не самый крупный головоногий моллюск - аммонит диаметром в 50 сантиметров есть на "Парке Победы".
Электрозаводская. Фотогалереи:
№2 - сохранившиеся окаменелости >>>
№3 - новые окаменелости >>>
№4 - уничтоженные окаменелости >>>